Премия Рунета-2020
Саратов
+7°
Boom metrics
Общество30 апреля 2012 9:20

Сагра по-cаратовски: Депутат пострелял чеченцев и стал народным героем

Чиновнику грозит срок, а местные жители собирают митинги и требуют снять с него все обвинения
Депутат Игорь Комаристый уверяет, что на месте разборок оказался случайно - ехал уток пострелять.

Депутат Игорь Комаристый уверяет, что на месте разборок оказался случайно - ехал уток пострелять.

«Чеченцы ехали убивать. Группой, на нескольких машинах, вооруженные ножами. Несколько часов назад они сцепились с русскими мужиками в местном кафе, но получили по шее. И теперь, забив стрелку на безлюдной пристани села Ахмат, ехали мстить. Но не тут-то было. Пыл выходцев гордых национальных республик охладил простой русский мужик. Депутат Игорь Комаристый отбил у незванных гостей желание махать ножами просто расстреляв из карабина стекла их автомобилей!»

Материалы на местных интернет-ресурсах — как под копирку, один приторнее другого. Доселе никому не известный чиновник в одночасье стал народным героем, «Алешей Поповичем», который защитил землю Красноармейскую от восьмерых Тугариных змеев.

Поэтому, когда стало известно, что в отношении Комаристого возбудили уголовное дело и ему грозит до семи лет за решеткой, народ встал на дыбы. Полицию обвинили в пособничестве горным народам, а активисты начили собирать людей на митинг в защиту депутата. В свою очередь чеченцы опубликовали письмо президенту, заявив, что стражи порядка их методично прессуют.

С этого момента крошечный Красноармейск окрестили второй Сагрой. Тогда, летом 2011 года, группа местных жителей отважно защищала свой поселок на Урале от кавказских бандитов. Вот только при детальном рассмотрении героический подвиг оказался банальной "бытовухой", а "нападавшие кавказцы" - разномастной компанией, никак не дотягивающей до уровня ОПГ. Но накал страстей и там, и тут оказался нешуточный.

Чтобы снизить градус кипения, в район тут же выехал представитель центра по борьбе с экстремизмом Андрей Петров. Во время беседы с ним один из чеченцев включил диктофон. А потом выложил запись в сеть.

- Это не из-за русских, а из-за вас,б…..! - по большей части непечатно негодует мужчина, представившийся подполковником Петровым. - Кто-то из ваших, б.... видать что-то не понял и написал большое письмо, мол белых и пушистых, б..., чеченцев притесняют. Как там подстреленного зовут? Хасан? Ну конечно, очень нужный обществу гражданин, добрый и мягкий, котят воспитывает...бабушек через дорогу переводит! Пострадал, б..., вообще ни за что! Я так понимаю, что русские уже за...сь с вами базарить и решили вас сразу е...ть!

Это стало последней каплей — национальная подоплека конфликта, от которой так усиленно открещивались правоохранители, предстала во всей красе.

«Чеченский» мальчик Иван

Приветливый и солнечный Красноармейск вдруг стал угрюмым и притихшим. Люди на улицах, при попытке поговорить о недавнем конфликте, шарахаются в сторону, как от прокаженной. Первой, кто согласилась рассказать о случившемся, стала мать одного из «нападавших чеченцев» - абсолютно русского мальчика 21-летнего Ивана Рыбалко. Ее история стала первым звоночком, что в этой красивой сказке все не так ладно и складно.

Иван Рыбалко был уверен, что едет просто поговорить.

Иван Рыбалко был уверен, что едет просто поговорить.

- Какая банда? Ребят было всего восемь, разной национальности. Против 30 взрослых мужиков! Их буквально зазвали на бойню. Я когда сына увидела — это был один сплошной синяк. На лице отпечаток от протектора, на спине кожа рассечена, его били битами изо всех сил. А началось все из-за стула! - вздыхает Наталья Рыбалко.

По словам женщины, в тот вечер сын ушел на встречу с друзьями. Ребята, еще недавно ходившие в одну школу, выросли и разъехались по учебам-работам. Поэтому, когда появилась возможность увидеться, решили собраться в кафе. Единственное заведение в Красноармейске, которое работает допоздна — «Островок». Оставшийся свободный столик оказался без стульев. Их друзья Ивана, братья Ахмед и Магомет Хаджиевы, попросили у мужчин, сидевших за соседним столом. То ли ребята сделали это не достаточно вежливо, то ли мужчинам не понравилась национальность запоздавших гостей, но словесная перепалка мгновенно переросла в мордобой. Досталось и тем, и другим. Выяснить отношения до конца помешала подоспевшая полиция.

- Среди тех мужиков был Михалыч - владелец магазина «Люкс» Сергей Михайлович Ковалев. И его друг, как потом я узнал, депутат Комаристый. Так вот, на следующий день Михалыч через знакомого, Саида, передал братьям, что хочет поговорить. Мол, не хочу, чтобы вы обижались и что-то плохое думали, - вспоминает сам Иван. - Парни сначала не хотели ехать, но их заверили, что будет просто мирная беседа. А тот самый Саид вроде как должен был стать гарантом безопасности.

Ахмед Хаджиев.

Ахмед Хаджиев.

Рыбалко в драке в кафе не участвовал, но на свою беду согласился подвезти друзей — в свой подержанный Опель они все не помещались. Взял отцовскую Ниву, и вместе с 19-летними братьями Хаджиевыми их ровесником Хасаном Ачаевым, Саидом и еще тремя знакомыми русскими и лезгинами, отправился на встречу. Поговорить по душам Михалыч с друзьями решил в 15 километрах от Красноармейска, в тихом поселке Ахмат, приткнувшемся на берегу Волги.

«Меня одного било человек 10»

Вторая несостыковка. На берегу, вместо одного-единственного героя Комаристого... уже толпились три десятка разгоряченных алкоголем мужиков — такая же разномастная смесь, как и приехавшие. По словам местных, обычно здешние рыбаки, пока ждут клева, любят выпить бутылку-другую пива. Но у себя под носом не гадят. А после той разборки берег был буквально усеян банками и бутылками.

- Я вышел из машины, чтобы поздороваться...Теперь понимаю, что зря! - вздыхает Ваня. - Меня взяли в кольцо человек 10 и начали бить. Сопротивляться было бесполезно, я пытался сгруппироваться, чтобы не разбили голову. Понял, что если каждый ударит хоть по разу — от меня ничего не останется. Потом раздались выстрелы. Хасану попали в ногу из травматического пистолета. Но остальные успели заблокироваться в машине. Тогда мужики начали громить автомобиль.

Машина, на которой до этого не было ни царапины, превратилась в развалюху. Стекла разнесли битами, на металле - отчетливая вмятина с грязным отпечатком ботинка. А в правом заднем диске — пуля от карабина. Владелец оружия стрелял по уже уезжающему автомобилю. Братья смогли сбежать на ваниной Ниве. На поле боя остался лишь Саид, его машине сразу пробили шину.

- Знаешь, я не обижаюсь, что друзья стали спасать себя, а не меня. Думаю, сработал обычный инстинкт самосохранения. Если бы они ввязались в эту драку, живыми бы они из Ахмата не выбрались! - опускает голову парень. - Я когда избитый пытался отползти в сторону дачи нашего знакомого, увидел, как с пригорка спускается мужчина. С карабином, патронтажем и в очень дорогом камуфляже. Он все это время страховал ту толпу сверху, залег, как снайпер, и стрелял по колесам и машинам.

Того самого мужчину опознали на удивление быстро — за карабин взялся ни кто иной, как депутат Игорь Комаристый. Он, единственный, кто сейчас проходит по уголовному делу «хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору».

Захотел поиграть в Рэмбо

Хасана врачи осмотрели и отпустили, Иван попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Доблестные «русские мужики», которым ехала мстить «толпа взбешенных чеченцев с ножами», волшебным образом оказались целы и невредимы — за медицинской помощью не обратился ни один из них. Красивая сказка, также как и история про оборону Сагры, рушилась на глазах. Оставался последний герой — сам Комаристый. Он долго отказывался от общения, но потом все-таки решился. На встречу к хрупким девушкам 42-летний депутат приехал в сопровождении двух вооруженных «шкафов»-телохранителей.

На изрешеченной пулями "Ниве" парни смогли сбежать.

На изрешеченной пулями "Ниве" парни смогли сбежать.

- Да мне все равно, чеченцы они или русские! Если бы кто-то другой так себя вел, то тоже бы получил! За хамство! Мы сидели в Островке, ждали двоих друзей. Подошел этот парень нерусский, взял стул. Мы сказали, что он нам нужен, сейчас подойдут еще двое. Так он со злостью пнул его обратно. Мы попытались ему по-хорошему объяснить, что так не надо делать. Тогда другой парень наклонился и прошипел на ухо: не дергайся, это мой брат! Нам это естественно не понравилось, - объясняет Игорь Комаристый. - А в Ахмате я никого с пригорка не отстреливал. Я туда с другом на рыбалку ездил. Ну и заодно карабин прихватил, поохотиться на уток. И по людям я не стрелял, только в воздух. Увидел, что один из мужчин достал нож и не хотел, чтобы кого-нибудь поранили. Да и вообще — у меня 20 лет охотничьего стажа, думаете, если бы я захотел попасть в человека, я бы не смог этого сделать? А чтобы на «стрелки» ездить — помилуйте, что мне делить с 18-летними пацанами? Я ж депутат!

На последок Игорь Александрович объяснил-таки, зачем ему телохранители. Говорит, так спокойнее. А то его друга, Михалыча после той разборки парочка неизвестных уже приложили «нечаянно» лицом об холодильник. И Комаристый не хочет стать следующей жертвой мести.

Вроде все логично. Действительно, какой еще снайпер? Поверить в то, что взрослый и серьезный чиновник поехал на охоту, куда проще, чем в то, что он, сменив пиджак на камуфляж, залег на пригорке и отстреливал молодежь. Было бы проще, если бы не одно «но». Как объяснить, что пули при стрельбе в воздух вдруг поменяли траекторию? И «упав с неба», попали в диск отъезжающей «Ниве»?

И еще одна мелочь. Заядлые охотники уже поняли, о чем речь. Ходить с самозарядным карабином Симонова на уток, это все равно, что с пушкой на воробьев — если и попадешь, то пуля такого калибра разнесет несчастную добычу в клочки. Останется в лучшем случае горстка перьев. Специалист с 20-летним охотничьим стажем просто не мог ТАК сглупить!

Значит, разборки в лучших традициях лихих 90-х все-таки были. И организовали их не молодежь, а те самые, которым «нечего делить с пацанами». А пацаны, действительно, поверили, что разговор будет честным. Иначе бы не поехали с пустыми руками (или одним единственным на восьмерых «нападающих» ножом, который фигурирует в показаниях Комаристого). Уж явно прихватили бы что-нибудь посерьезнее.

Ивану Рыбалко досталось больше всего. Он до сих пор приходит в себя в больнице.

Ивану Рыбалко досталось больше всего. Он до сих пор приходит в себя в больнице.

Конфликт распоясовшейся молодежи и чиновничьих амбиций

- Это все амбиции. Взрослым мужикам перепало от малолеток, вот они и стали восстановить справедливость каким-то странным образом. Депутат решил поиграть в Рембо. А вроде серьезный человек! - удивляется районный прокурор Александр Ряпухин.

Ряпухину самому попало «рикошетом» от чеченцев — в том самом открытом письме президенту его назвали одним из активно прессующих. Вроде бы самое время обидеться на клевету и встать на защиту Комаристого, но...он встал на сторону закона.

- Да, может быть некоторые из чеченцев и сами далеко не ангелы. Например, Ачаев, он главный подозреваемый по двум избиениям. Но зачем решать проблемы таким способом? Если ты считаешь, что тебя кто-то обидел, побил, ну обратись в полицию! - объяснят Ряпухин. - Или к в прокуратуру, у меня двери всегда открыты. Каждое спорное дело лично перепроверяю!

Но, видимо устроить самосуд оказалось проще, чем признаться полицейским, что получил в нос от юнца, только закончившего школу.

- Совсем сбрасывать со счетов национальный вопрос, я думаю, не стоит, - считает психолог-социолог Мария Иващенко. - В последнее время у титульной нации действительно есть очень много претензий к приезжим из других республик. Под присмотром старших молодежь ведет себя подобающим образом, а когда вырывается из-под контроля, то пытается наверстать упущенное что ли. Не берусь точно утверждать, но возможно в первоначальном конфликте в кафе и была некоторая грубость со стороны подрастающего поколения. Которая помножилась на амбиции - взрослого мужчины, коренного жителя и должность чиновника. Все это и привело к такому итогу.

Вместо послесловия

В том самом скандальном интервью, помимо витиеватых непечатных оборотов, представитель центра по борьбе с экстремизмом подполковник Петров сказал одну очень важную вещь — мы будем выяснять степень вины каждого. Не будет отказных материалов, каждый получит по заслугам. Каждый удар в челюсть, замах ножом, битой, выстрел из травматического пистолета или карабина получит юридическую оценку. И это правильно. Потому что грамотный и беспристрастный «разбор полетов» - это единственное, что поможет нам избежать новых сказочных историй и новых конфликтов.