Возвращаем престиж рабочим профессиям


Всероссийский фотоконкурс «Лица труда», организованный «Партией Дела» и ИД «Комсомольская правда», второй год подряд приковывает к себе внимание огромного числа россиян. Этот интерес не случаен, так как основная тема конкурса — портрет Человека труда. Мы сместили фокус общественного зрения с глянца светской жизни звезд шоу-бизнеса на тех, кто делает жизнь жизнью. Мы снова, как когда-то, чествуем Человека-Труженика.
В Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве
Автор фото: Иван МАКЕЕВ
Продукты питания, предметы быта, коммуникации, свет, газ, транспорт — все, что обеспечивает и поддерживает нашу привычную и вполне комфортную жизнь — само ниоткуда не берется. Все это кто-то производит, кто-то делает каждый день собственными руками. Часто этот труд сопряжен с большими физическими усилиями, преодолением суровых климатических и прочих неблагоприятных условий, ежедневной проверкой на твердость характера и верность профессии. При этом люди рабочих специальностей — повара, сыровары, виноградари, фермеры, сварщики, слесари, доярки, механизаторы, лепщицы пельменей — как будто незаслуженно забыты. Куда чаще мы слышим модное слово «бизнес», чем слово «труд».

Эту несправедливость решили исправить «Партия Дела» и газета «Комсомольская правда», вернув в печать и в выставочные залы Лица Труда. Инициатива приобрела колоссальный общественный резонанс.
Конкурсные работы излучали позитив
Лидеры «Партии Дела» готовы поддерживать интересы рабочего человека в любых инстанциях. Выставка «Лица труда» в Национальном музее имени А. В. Анохина в Горно-Алтайске
Автор фото: Олег УКЛАДОВ
В этом году на фотоконкурс «Лица Труда» на сайт kp.ru было прислано больше 1 500 работ из всех регионов России от Приморья до Калининграда.
Работа Андрея Смольникова «Отец Исрапил Чаниев и его сын Хамзат возделывают землю, как возделывали ее предки. Ингушетия» пронизывает до мурашек
Автор фото: Сергей ШАБУНИН
Жюри отобрали 50 лучших фотографий для проведения выставок. В их число вошли снимки с изображением работников знаменитого ростовского завода «Ростсельмаш».
— Если мы будем отрицать животворность созидательного труда, считать рабочие профессии некрасивыми, немодными — это путь к гибели, — прокомментировал ситуацию председатель федерального совета «Партии Дела», промышленник и совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин. — Не всегда люди труда выглядят гламурно, не всегда их рабочие места выглядят высокотехнологично, не всегда они получают высокую зарплату, но мы должны из этого сделать вывод, что это проблема, которую надо решать, — считает Константин Бабкин. — Нужно, наконец, дать им современные инструменты, хорошие зарплаты, чтобы молодежь шла в эти профессии и создавала востребованные продукты, которые наполнили бы российский и мировой рынок.
Константин Бабкин вручает диплом одному из победителей конкурса, севастопольскому фотографу Юрию Кондратьеву. Выставка «Лица труда» в Севастопольском центре культуры и искусств
Автор фото: Анна САДОВНИКОВА
Лидеры «Партии Дела» также убеждены, что популяризация рабочих профессий сегодня необходима, как воздух.
— Я считаю, что пора выводить человека труда на первый план и показывать реальные ценности. Это хороший посыл для нового поколения, — поделился мнением директор по персоналу завода «Ростсельмаш» Денис Радионов.
Директор по персоналу завода Ростсельмаш Денис Радионов. Выставка «Лица труда» в Музее современного изобразительного искусства в Ростове-на-Дону
Автор фото: Сергей ШАБУНИН
— Люди трудовых профессий — главная ценность страны, — таково мнение секретаря федерального совета «Партии Дела» Алексея Лапушкина. — На их благополучие и развитие должны быть направлены усилия государства и общества, ведь именно они сохраняют Россию и дают нам надежду на успешное будущее. Этими людьми должна гордиться современная Россия, как всегда гордилась раньше. Необходимо вернуть на пьедестал почета человека труда, чтобы укрепить российское производство, сельское хозяйство и прочие сферы.
Секретарь федерального совета «Партии Дела» Алексей Лапушкин на церемонии открытия фотовыставки «Лица труда»
Автор фото: Сергей ШАБУНИН
С Алексеем Лапушкиным согласен член федерального совета «Партии Дела» Юрий Крупнов. Выступая на выставке в Москве, в фотоцентре братьев Люмьер, он произнес:
— Люди труда тянут страну на себе. Только такая народная газета, как «Комсомольская правда», могла организовать столь важный фотоконкурс. Наша страна соскучилась по нормальной, настоящей работе. Мы потеряли эстетику, прославляющую труд. Для меня нет лучше произведения монументального искусства, чем скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Что можно сегодня поставить рядом? Ничего.
Юрий Крупнов ратует за то, чтобы для людей рабочих профессий создавались лучшие условия жизни
Автор фото: Иван МАКЕЕВ
— Кто создает богатство страны? Люди труда — рабочих специальностей или труженики сельского хозяйства. Ум, сердце, талант и энергию — все это можно найти в портретах, которые попали на нашу фотовыставку, — продолжил тему первый заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда» Роман Карманов. — Российская промышленность сегодня постепенно возрождается, медленно, но верно происходит ее обновление. Наш проект призван показать молодежи, что работать на производстве почетно и престижно. Уважение к человеку труда вытащит из топей наш поезд под названием «Россия».
Итак, жюри было сложно определиться с финалистами. Тем не менее победителем стал Сергей Венявский из Ростова-на-Дону (он выиграл памятные призы и премию в 100 000 рублей).
Победитель II Всероссийского фотоконкурса «Лица труда» Сергей Венявский
Автор фото: Сергей ШАБУНИН
Снимок-победитель «Индюшиная мамочка»
Его снимок «Индюшиная мамочка» был сделан на предприятии «ГК Евродон» в Ростовской области. Еще четыре лауреата конкурса — Эдуард Кутыгин, Роман Карамышев, Наталья Резепина, Юрий Кондратьев — были награждены планшетами SAMSUNG.
Фотовыставка «Лица Труда» побывала в Севастополе, Ростове-на-Дону, Горно-Алтайске, Москве.
Рано хоронить промышленность!
Кстати, параллельно фотоконкурсу «Лица Труда» по инициативе Константина Бабкина проходил фестиваль «Время вперед», побуждающий художников воспеть промышленное производство. Чтобы выжить и зажить по-новому, России позарез нужно производство. Во-первых, это рабочие места, во-вторых, это единственный путь оздоровления экономики, развития и процветания страны.

Работы были также выставлены в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Фестиваль удался. Созидательный труд — это все же сила. И сама жизнь.

Наверное, поэтому такое ошеломляющее впечатление произвела серия фотографий, на которых были представлены эскизы макетов памятников погибшим предприятиям — на экспозиции в Центре фотографии имени братьев Люмьер были представлены работы с одноимённого конкурса («Памятник погибшим предприятиям»), инициатором которого также стала «Партия Дела». В буквальном смысле уходящие на дно морское потопленные фабрики, заводы — страшное зрелище. Мы не должны этого допустить.
Мы должны предотвратить этот апокалипсис
Автор эскиза макета: Елизавета ГУСЕВА
Кто не потонул?
Фотоконкурс «Лица Труда» — это только повод вслух обозначить проблемы экономики России. А они есть. Судите сами.

В СССР на развитие собственной тяжёлой промышленности направлялась основная часть ресурсов — материальных и людских. По уровню промышленного развития страна находилась на втором месте в мире. Создание такой мощной индустрии было закономерным явлением — являясь сверхдержавой, СССР осуществлял масштабные проекты, а для них была необходима развитая промышленность.

К 1990 году в РСФСР насчитывалось 30 600 дееспособных крупных и средних промышленных предприятий. В том числе 4,5 тысяч крупных и крупнейших, с численностью занятых на каждом до 5 тысяч человек, на долю которых приходилось свыше 55% всех работников промышленности и более половины общего объёма промышленной продукции. Ныне, после развала СССР и после 20-ти лет всеобщей разрухи таких предприятий в России всего несколько сотен. Тем не менее они работают, развиваются, модернизируются и наращивают производственные объемы. Значит, перспективы у страны точно есть.

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)
В уходящем году знаменитый Горьковский автомобильный завод отметил ни много ни мало три юбилея.

Во-первых, ровно 90 лет назад родился сам завод: 31 мая 1929 года Высший Совет народного хозяйства СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о массовом выпуске легковых и грузовых автомобилей.
Первая серийная модель Горьковского автозавода — знаменитая «полуторка» ГАЗ-АА — стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века. Всего их было выпущено около 1 млн. Благодаря простой, но прогрессивной для своего времени конструкции автомобиль более трёх десятков лет безотказно служил во всех отраслях экономики и внёс огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне.

В 1951 году горьковчане презентовали еще один уникальный автомобиль: ГАЗ-69. Этот джип установил рекорд долгожительства: его производили 30 лет — с 1952 по 1972 год, а в Румынии — до 1975 года.
Знаменитая «ГАЗель» всегда при исполнении
Во-вторых, исполнилось 25 лет с момента создания знаменитой полуторки «ГАЗель». За четверть века было выпущено более 2 миллионов машин. С начала продаж и по сегодняшний день «ГАЗель» — безусловный лидер в своем классе, удерживая около 50 процентов рынка лёгких коммерческих автомобилей в России. В 2013 году международное брендконсалтинговое агентство Interbrand признало «ГАЗель» одним из самых сильных российских брендов, оценив его в 32,3 млрд рублей.

В-третьих, исполнилось 90 лет конструкторской школе ГАЗ. Из небольшого технического отдела завода она выросла до мощного исследовательского центра, объединившего сотни инженеров и конструкторов и стала кузницей кадров для большинства автомобильных предприятий нашей страны.
«Ижорские заводы»
Официально завод возник в 1722 году по указу Петра I. Именно здесь была сконструирована и изготовлена первая в мире паровая машина для парохода-фрегата, первый железный пароход; освоено производство судовой и танковой брони. В рекордные сроки изготовлен первый советский блюминг, налажен выпуск паровых котлов для паровозов и многое другое.
Этот завод впереди планеты всей
Неудивительно, что, начиная со второй половины XX столетия, предприятие является флагманом отечественного атомного машиностроения. Здесь был создан ядерный реактор для первой промышленной атомной станции СССР — Нововоронежской АЭС, практически все последующие энергетические установки с реакторами корпусного типа для атомных электростанций России и СНГ, а также Китая, Индии, Финляндии и других стран.

Модернизация предприятия за последнее десятилетие превратила «Ижорские заводы» в уникальный промышленный кластер, где производят оборудование для сложнейших отраслей промышленности. В цехах «ИЗ» производят уникальные агрегаты любой сложности: для объектов использования атомной энергии, для исследования физики высоких энергий, продукции тяжелого, химического и нефтяного машиностроения. Но предприятие ищет новые возможности для развития. В этом году «ИЗ» приступили к реализации уникального проекта Минпромторга Р Ф по производству подводных добычных комплексов.
«Ростсельмаш»
Сегодня «Группу Ростсельмаш» все знают как главного в стране производителя сельскохозяйственной техники. Это комплекс 13 предприятий, производственные площадки находятся в четырёх странах. Выпускает технику под брендами «Rostselmash» и «Versatile». С момента основания «Ростсельмаш» поставил своим клиентам в разных странах более 2,6 млн комбайнов.

Предприятие в этом году тоже юбиляр. Днем создания «Ростсельмаша» считается 21 июля 1929 года, когда завод выпустил первые свои комбайны. «Лихие» 90-е и нулевые заводу помог инвестор — Промышленный союз «Новое Содружество». Предприятие получило второе дыхание. А в 2005 году — медаль на конкурсе инноваций SIMA-2005 (Франция). Еще через два года на «Ростсельмаше» начинается серийное производство комбайна 5-го класса производительности ACROS 530. А дальше производство все ширится — уже с конвейеров выходят тракторы, кормоуборочная, зерноуборочная, прицепная и навесная техника.

Один из комбайнов завода участвовал в 2014 году в эстафете Олимпийского Огня в Ростове-на-Дону.

В 2019 году на форуме AGRITECHNICA «Ростсельмаш» стал лауреатом в инновациях в области систем безопасности, основанных на искусственном интеллекте. Разработка системы ночного видения RSM NightVision взяла серебряную медаль на конкурсе инновационных разработок Agritechnica Innovation Award, который входит в число наиболее авторитетных. Для компании это нерядовое событие: «Ростсельмаш» стал первым российским лауреатом за всю историю AGRITECHNICA. Эта победа не только компании «Ростсельмаш», но и всего российского сельхозмашиностроения. Это итог многих месяцев инженерных изысканий.
А на конкурсе «Машина года — 2020», который проходил в Германии, кормоуборочный комбайн РСМ вошёл в тройку лидеров наряду с немецким CLAAS и американским John Deere. Сейчас это самая мощная агромашина нового семейства. Комбайн F 2650 отличает богатое опциональное оснащение в базовой комплектации, в том числе автоматические системы контроля и настроек, повышающие производительность и эффективность её работы.

На данный момент продукция, производимая заводом со стажем 90 лет, поставляется в более чем 50 стран, а сервисная сеть насчитывает 500 объектов в разных странах мира. Доля на мировом рынке уборочной агротехники достигает 17%. На российском рынке она составляет 70%.

И останавливаться на достигнутом «Ростсельмаш» не собирается — его руководство уже заявило о создании тракторного производства в Ростове-на-Дону.
«Парижская коммуна»
Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика «Парижская коммуна» (таково полное название предприятия) — один из известнейших брендов Советского Союза и России. Предприятие готовится отметить 100 лет. Это уникальное производство, потому что это первая государственная фабрика механического производства обуви, на которой шьют только из натуральных российских материалов и имеется самый большой ассортимент: помимо обуви «для всей семьи» выпускается специальная рабочая и обувь для силовых структур. За сто лет своего существования здесь было произведено 660 миллионов пар обуви. Продукция фабрики практически полностью состоит инновационной продукции от общего объема производства.
Здесь шили обувь для Брежнева и Хрущева
Сегодня «Парижская коммуна» совмещает международные стандарты, импортное оборудование и всемирную моду с российским сырьем и отечественными инженерно-техническими талантом и смекалкой.

Новейшие достижения — детская обувь Elegami и Riconte для взрослых. Они разработаны совместно с итальянскими обувными мастерами.
Уралмашзавод
ПАО «Уралмашзавод» (УЗТМ) основан в июле 1933 года. Его сразу окрестили «заводом заводов», так как он обеспечивал оборудованием почти все отрасли народного хозяйства. Сегодня УЗТМ остается является одним из лидеров в производстве оборудования для горнодобывающей промышленности, металлургии, строительной отрасли и энергетики.
Основные виды выпускаемой продукции предприятия — дробилки и мельницы разных типоразмеров, экскаваторы различных классов и модификаций, мостовые тяжелые краны, металлургические прессы, оснастка и инструмент для них, шахтные подъемные установки.
Интересно видеть, как «из ничего» рождаются мощные сельскохозяйственные машины
На Уралмашзаводе при поддержке стратегического партнера — Газпромбанка — реализуется инвестиционная программа, направленная на масштабную реконструкцию механообрабатывающего и сварочного производств, цифровизацию производственных процессов. Так что и сейчас Уралмаш — флагман наш.
ФГУП «Московский эндокринный завод»
Это легендарное предприятие отсчитывает свою историю с 1943 года. Тогда, во время Великой отечественной войны, страна нуждалась в лекарствах. Предприятие стало производить лекарственные препараты, необходимые для нужд фронта и тыла. Самоотверженность работников позволила заводу выжить и стать одним из лидеров по выпуску фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм в тяжелое послевоенное время. Развитие научной базы в шестидесятые годы способствовало увеличению номенклатуры производимой продукции
Продукция этого завода известна всем россиянам — она облегчает жизнь
Завод не прекратил производство в «бандитские» девяностые годы, хотя пережил очень тяжелый период. Тем не менее благодаря разумному руководству предприятию удалось в кратчайшие сроки наладить выпуск болеутоляющих средств.

Сегодня на ФГУП «Московский эндокринный завод» производится более 70% обезболивающих в стране, а также широкий спектр лекарств, применяемых в офтальмологии, кардиологии, гинекологии и психоневрологической практике, анестезиологии, противовоспалительного и метаболического действия.

Значительная доля производимых предприятием лекарств включена в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и реализуется с учетом фиксированных предельных отпускных цен. Выпуск продукции этой категории — важная социальная функция завода в рамках государственной политики, направленной на обеспечение доступности лекарственных препаратов для населения и стабилизацию цен на российском фармацевтическом рынке.
«КамАЗ»
Еще одно предприятие-рекордсмен — гордость страны. Оно было основано полвека назад — в 1969 году. И до сих пор выпускает лучшие дизельные грузовики в мире. Кроме узнаваемых «в лицо» грузовиков, с конвейера этого завода сходят автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в Набережных Челнах.
Глядя на эти махины, за державу не обидно
В 1960-х годах в связи с интенсивным развитием промышленности экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн и более экономичным дизельным двигателем. С тех пор завод бесперебойно поставляет большегрузы, отвечающие требованиям времени.

Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на «КамАЗе» бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.

В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. Это означает, что за первые десять лет работы «КамАЗ» полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством. Составляя треть грузового автопарка страны, «КамАЗы» доставляли до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.

И без того тяжелые последствия 90-х в сто крат ухудшил пожар, случившийся на заводе в 1993 году, уничтоживший практически все производство. Урон государству был нанесен колоссальный. К концу 1990-х усилиями руководства предприятия при поддержке правительств России и Татарстана удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.

Однако уже в 2001 году «КамАЗ» снова получил прибыль — в размере 57 миллионов рублей.

За 2007 год «КамАЗ» выпустил 52 650 грузовиков, 63 200 двигателей и силовых агрегатов — это явилось рекордом последовавших после пожара лет. С конвейера сошёл 1,8-миллионный автомобиль (с начала производства 30 лет назад).

В 2010 году завод приступил к выпуску сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники.15 февраля 2012 года с конвейера «КамАЗа» сошёл 2-миллионный грузовик. Юбилейной машиной стала модель из тяжёлого семейства грузовых машин повышенной грузоподъёмности — КамАЗ-6522-ой маркой CNH

Интересный факт: 15 мая 2018 года, в день открытия Керченского моста, автомобиль завода был во главе первой колонны проехавшей по сооружению. За рулём машины был президент Российской Федерации В. В. Путин
Петербургский тракторный завод (ПТЗ)
Петербургский тракторный завод (старое название Кировский завод) — основоположник российского тракторостроения. Почти 100 лет назад (95 лет) предприятие разработало и стало массово производить первые отечественные тракторы общего назначения. В 1960-е годы завод совершил революцию в сельском хозяйстве, создав энергонасыщенный трактор «Кировец», который до сих пор остается самым востребованным российским мощным трактором для масштабных сельскохозяйственных работ.
Современный АО «Петербургский тракторный завод» (входит в Группу компаний «Кировский завод») производит 8 модификаций сельскохозяйственных тракторов «Кировец» (серий К-7 с двигателями мощностью от 300 до 430 л. с.), одну модель сельскохозяйственных тракторов «Кировец» (серии К-4 мощностью 240 л. с.) и 17 видов спецификаций дорожно-строительных и специальных машин, изготовленных на базе промышленных тракторов «Кировец».

ПТЗ является единственным производителем энергонасыщенных сельскохозяйственных тракторов в Российской Федерации и входит в число ведущих изготовителей дорожно-строительной техники. Это предприятие полного производственного цикла, оснащенное современным высокотехнологичным оборудованием, автоматизированными поточными линиями, средствами механизации, конвейерами. Мощности завода, цеха и складские помещения которого занимают площадь около 150 000 кв. м. позволяют изготавливать примерно 2 500 тракторов ежегодно.

На техническое перевооружение, модернизацию производства и НИОКР с 2015 года инвестировано 10 млрд руб.
Череповецкий литейно-механический завод
Крупнейшее со времен СССР машиностроительное предприятие страны, которое в наступающем году отметит 70-летний юбилей со дня основания.

Завод начался с возникновения ремонтно-механических мастерских, которые выпускали запасные части для тракторов и экскаваторов стройки.

Спустя время на территории завода введен в эксплуатацию литейный цех, оснащенный формовочными машинами.

Это дало возможность поставить на поток производство канализационных люков, гусеничных траков для экскаваторов и монтажных кранов. В течение 1976—1980 годов проектируется и строится новый цех закладных деталей, с удобными бытовыми помещениями и заводским клубом. В конце 1980-х годов по заданию Минтяжстроя СССР завод освоил изготовление сложного стального литья для автобетононасосов. В 1979—1980 годах на заводе проектируются, изготавливаются и устанавливаются в литейном цехе линии кокильных машин. В этот же период бетонируется и асфальтируется территория завода, разбивается сквер перед зданием заводоуправления, строится станция нейтрализации кислых стоков и отстойники от гальванического отделения цеха закладных частей.

С 1982 года происходит и освоение новой продукции в цехах завода, увеличивается поставка запасных частей экскаваторов во все регионы Советского Союза. География поставок охватывает 56 городов в разных уголках страны.

В годы перестройки 1985−1990 годах завод осваивает машиностроительную продукцию.

В связи с резким падением объемов строительства в начале 1990-х годов выпуск продукции переориентирован на нужды ближайших потребителей — Череповецкого металлургического комбината (ОАО «Северсталь»). В литейном цехе был освоен выпуск запасных частей (гусеничных лент) для лесозаготовительной и сельскохозяйственной техники.

В 1999 году была проведена модернизация литейного цеха, построен новый цех центробежного литья, переоснащен механосборочный цех, созданы современные испытательные лаборатории.

В настоящее время завод выпускает машины, механизмы и комплектующие для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностей, металлургии и машиностроения, химической и горнорудной промышленностей. За достижение высоких результатов и разработку новейших технологий в области центробежного литья открытое акционерное общество «Череповецкий литейно-механический завод» отмечено золотой и серебряной медалями престижных международных выставок 2004−2005 г. («Металл — Экспо», «Литейное дело»). В марте 2005 года коллективу открытого акционерного общества «Череповецкий литейно-механический завод» был вручен сертификат качества TÜV CERT по внедрению и применению системы менеджмента качества в следующих областях: производство фасонного литья, центробежнолитых труб и металлоизделий.
«Партия Дела» и «Комсомольская правда» второй год проводят всероссийский фотоконкурс «Лица труда». О том, как он проходил в прошлом году, читайте
Марина АНИКЕЕВА